» МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА КУМЧУП ОТА

МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА КУМЧУП ОТА

3972 0
Кишлак Кумчуп находится на древнем караванном пути Гузар – Карши. Раньше этот кишлак назывался Ковчин. В 70-х годах прошлого столетия этот кишлак стал называться Кумчуп ота, из-за священного места паломничества. Действительно, это священное место Кумчуп ота, который находится на окраине кишлака,является одним из священных мест паломничества нашего края. Здесь каждую среду месяцев саратон и асад проходят народные гуляния. В священное место приходят паломники с окрестных кишлаков и других районов. На этом священном месте есть возвышение, которое в основном состоит из песка,сюда приезжают люди страдающими больными суставами. В этом песке люди закапывают больные участки тела и таким образом исцеляются. История этого священного места очень древняя. В письменности об этом месте мало что написано. Возможно древние письмена об истории возникновения этого места было уничтожено во время советской власти. Но говорят, в легендах всегда есть доля правды. Место Кумчуп , тоже имеет свою интересную легенду. Однажды один пастух собирал в этих местах хворост. Он воткнул свой посох в землю и повесил на него свой халат и вот в это время начался сильный ветер и появилось это возвышение из песка. С тех пор это место прозвали Кумчуп. В 2007 году в начале июля месяца, археолог Баходир Розиков , член организации «Олтин мерос »проводя здесь раскопки нашёл 2 буддийские статуэтки относящиеся эпохи юечжидов ( I-IV веке до н.э ). По словам ученого- историка, в VI-V в до н.э население Кашкадарьи строили оборонительные стены против Ахаманийских захватчиков. Возвышение Кумчуп также являлся одним из крепостных сооружений. Эти сооружения были уничтожены войсками Македонского. В истории узбекского государства ( издательство «Шарк 2001 год ) читает о 5 политических династий «Хюми,Шуанми, Гуйшун (Кушан ),Хиэтун и Гаофулы. В китайских письменностях их описывали как юечжидов. Часть их остались существовать в Кумчуп, заново отстроив разрушенные македонцами крепость. Статуи Будды и другие камни они привезли сюда сами. Здесь стали периодически проводиться мероприятия посвященные буддизму и следовательно считается , что здесь была их столица. На территории этого священного места можно встретить множество осколков глиняной посуды. Рождается вопрос. Можно ли по этим обломкам посуды выявить точную дату крепости? По словам Б.Розикова глиняные обломки можно разделить на две группы. В первую группу входят- тонкие, хрупкие, без единого рисунка. Их люди употребляли в V-VI веках н.э. Во второй группе- можно встретить толстые глиняные обломки с яркими цветама и рисунками эти обломки относят к IX-XI веку н.э. Тем более, в этот период применялись найденные маленькие кувшинки, которые заполнялись нефтью и служили для бомбардировки врагов. Найденный здесь глиняный кумган относится к следующей эпохе. Во времена арабов на сторонах буддийских статуэток писалось арабскими иегроглифами. Как и во многих местах,здесь тоже молятся на бога воды Нохиду.Здесь есть всего один колодец. Его называют колодцем желаний. Рядом с колодцем была могила. Бойкенский Зарипбай перенёс останки усопшего на могилу в возвышении и над могилой устанавливает купол из глины. К разным камням западной стороны купола люди приходят сюда поклониться. Здесь есть большой камень, который называют палваном. Говорят, если кто-нибудь сможет поднять этот камень и обойдёт купол 7 раз тот камень даёт ему силу. На камне есть отверстие наподобие чаши. Эту чашу люди наполняют водой и дают выпить больным горлом,это вода выпитая из этой чаши помогает от сильного кашля. Если родившийся ребёнок оказывался слабым, его проводили через отверстие в камне. На этом священном месте растёт удивительный вид тополя. Говорят, если из его веток сделать талисман и всегда носить при себе он будет защищать человека от всех бед. В 1934-1953 годах на этом месте умер Журахон Пулатов. Ещё при жизни он завещал похоронить себя у подножия могилы Абу Али Саида. Считается, что Абу Али Саид был убит защищая крепость Кумчуп. Но достоверных сведений об этом нет. Религиозные настоятели этого священного места и аксакалы кишлака посовещавшись решили соорудить на могиле Абу Али Саида мраморную плиту с надписью его имени и дату VIII век. Во время бывшей советской власти это место паломничества было в заброшенном состоянии. После принятия независимости, по указу нашего уважаемого президента, все священные места паломничества были заново отстроены.Эти великие места заново реставрируются и принимают былое великолепие. Отношение к священному месту паломничества Кумчуп ота тоже изменилось после принятия независимости. Он был заново отстроен за счёт спонсоров и субботников. За всё это время на дорогу здесь был проложен асфальт, выкопан канал длиной в 200 м, построена новая мечеть. В 1992-1993 годах гробница Абу Али Саида была заново отстроена качественными кирпичами. Большую роль в осуществлении этих работ сыграл бывший первый руководитель района (1992-1993 г ) Тулкин Омонов и бывший председатель хозяйства “Навруз”Олламурод Тожиевы. До сих пор идут восстановительные работы по реконструкции этого священного места. В настоящие время проживающий в России в городе Новосибирске односельчанин кишлака “Савбог” предприниматель Хаккул Шеркулов помог заново восстановить гробницу. В озеленениии этого священного места большой вклад вносят жители кишлаков Кумчуп ,Сарой ,Буйрачи. Здесь периодически проводятся народные субботники. Также и в этом году здесь были посажены деревья и цветы. Рассматривая восстановительные работы этого места, вспоминаю своё детство. Тогда ещё здесь в летние месяцы проводились народные гуляния. Поклониться в Кумчуп ота приходили молодые и пожилые люди,девушки и женщины. А работники партийной организации колхоза (среди них были и сотрудники райкома ) разгоняли приходивших сюда паломников. Записывали имена уважаемых людей и потом обсуждали их на партийных собраниях. Они дошли до того, что выливали еду из казанов приготовленную паломниками. Это всё осталось в прошлом. Сегодня здесь совсем другое дело. Двери священного места открыты для всех. Люди приходящие сюда ,очень благодарны нашему Президенту, который стоит во главе этих благотворительных работ.